В Казахстане

07.02.2025

В МИД Казахстана состоялась встреча с Послом Узбекистана

Заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан Алибек Бакаев провёл встречу с Послом Республики Узбекистан Бахтиёром Ибрагимовым.

В ходе встречи стороны высоко оценили поступательное развитие двусторонних политических, торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей, а также обменялись мнениями по вопросам международной и региональной повестки дня.

Кроме того, дипломаты обсудили вопросы координации и взаимодействия на многосторонних площадках,...

Заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан Алибек Бакаев провёл встречу с Послом Республики Узбекистан Бахтиёром Ибрагимовым.

В ходе встречи стороны высоко оценили поступательное развитие двусторонних политических, торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей, а также обменялись мнениями по вопросам международной и региональной повестки дня.

Кроме того, дипломаты обсудили вопросы координации и взаимодействия на многосторонних площадках,...

07.02.2025

Министр иностранных дел Казахстана принял Посла Иордании

Заместитель Премьер-министра – Министр иностранных дел Республики Казахстан Мурат Нуртлеу принял Посла Иорданского Хашимитского Королевства в Казахстане Хамзу Махмуда Юсефа Аль-Омари.

В ходе беседы стороны обсудили текущее состояние и перспективы двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах.

Особое внимание было уделено активизации усилий по развитию взаимной торговли. В данном контексте были...

Заместитель Премьер-министра – Министр иностранных дел Республики Казахстан Мурат Нуртлеу принял Посла Иорданского Хашимитского Королевства в Казахстане Хамзу Махмуда Юсефа Аль-Омари.

В ходе беседы стороны обсудили текущее состояние и перспективы двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах.

Особое внимание было уделено активизации усилий по развитию взаимной торговли. В данном контексте были...

07.02.2025

Постоянное представительство ООН в Казахстане окажет поддержку в проведении Регионального климатического саммита в 2026 году

5 февраля 2025 года Министр экологии и природных ресурсов РК провел встречу с представителями ООН и ПРООН в Казахстане.

Постоянное представительство ООН в Казахстане подтвердило свою поддержку инициативы по организации Регионального климатического саммита в 2026 году.

Напомним, что инициатива была объявлена Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым в рамках 78-й сессии Генеральной Ассамблеи...

5 февраля 2025 года Министр экологии и природных ресурсов РК провел встречу с представителями ООН и ПРООН в Казахстане.

Постоянное представительство ООН в Казахстане подтвердило свою поддержку инициативы по организации Регионального климатического саммита в 2026 году.

Напомним, что инициатива была объявлена Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым в рамках 78-й сессии Генеральной Ассамблеи...

06.02.2025

Президент был проинформирован о криминогенной обстановке в стране

Глава государства принял министра внутренних дел Ержана Саденова.

Касым-Жомарт Токаев был проинформирован о криминогенной обстановке в стране и реализации органами внутренних дел принципа «Закон и Порядок».

Президенту было доложено, что в результате принятых комплексных мер в прошлом году количество преступлений в стране сократилось на более чем 12,7 тысячи. В последние годы наблюдается...

Глава государства принял министра внутренних дел Ержана Саденова.

Касым-Жомарт Токаев был проинформирован о криминогенной обстановке в стране и реализации органами внутренних дел принципа «Закон и Порядок».

Президенту было доложено, что в результате принятых комплексных мер в прошлом году количество преступлений в стране сократилось на более чем 12,7 тысячи. В последние годы наблюдается...

06.02.2025

Глава государства принял председателя ЦИК

Глава государства принял председателя Центральной избирательной комиссии Нурлана Абдирова.

Президент был проинформирован о мероприятиях, проводимых избирательными органами страны в рамках Всемирного дня выборов, итогах электоральных кампаний 2024 года, текущих и перспективных направлениях деятельности ЦИК.

Кроме того, Касым-Жомарту Токаеву были представлены предложения по расширению международного сотрудничества в электоральной сфере.

Сообщает пресс-служба...

06.02.2025

Вице-премьер проверил готовность к паводкам, состояние гидротехнических сооружений и водохранилищ Туркестанской области

Канат Бозумбаев проверил готовность к паводкам, состояние гидротехнических сооружений и водохранилищ Туркестанской области.

В регионе проведены все необходимые инженерные мероприятия по подготовке к зимне-весеннему паводковому периоду. 

Очищены русла 9 рек, 461 км арыков (1203 объекта), 165 каналов общей протяженностью 654 км и 30 км водопропускных сооружений. 68,2 км дренажных каналов прошли механическую...

Канат Бозумбаев проверил готовность к паводкам, состояние гидротехнических сооружений и водохранилищ Туркестанской области.

В регионе проведены все необходимые инженерные мероприятия по подготовке к зимне-весеннему паводковому периоду. 

Очищены русла 9 рек, 461 км арыков (1203 объекта), 165 каналов общей протяженностью 654 км и 30 км водопропускных сооружений. 68,2 км дренажных каналов прошли механическую...

06.02.2025

Казахстан принял участие в 6-й встрече специальных представителей стран ЦА и ЕС по Афганистану

Состоялось очередное заседание формата Центральная Азия – Европейский союз по Афганистану.

Участники встречи обменялись мнениями о текущей ситуации в Афганистане. Было отмечено, что несмотря на наблюдаемый экономический прирост, положение населения Афганистана остается тяжёлым – четверть населения голодает. Страны-участницы согласились с необходимостью дальнейшего торгового сотрудничества с Афганистаном.

С особым интересом была воспринята информация...

Состоялось очередное заседание формата Центральная Азия – Европейский союз по Афганистану.

Участники встречи обменялись мнениями о текущей ситуации в Афганистане. Было отмечено, что несмотря на наблюдаемый экономический прирост, положение населения Афганистана остается тяжёлым – четверть населения голодает. Страны-участницы согласились с необходимостью дальнейшего торгового сотрудничества с Афганистаном.

С особым интересом была воспринята информация...

06.02.2025

Министр иностранных дел Казахстана принял Посла Катара

Заместитель Премьер-Министра – Министр иностранных дел Республики Казахстан Мурат Нуртлеу принял Посла Государства Катар в Казахстане Абдаллу Хусейна Джабера.

В ходе встречи стороны отметили высокий уровень казахско-катарского политического диалога, поступательное развитие торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия. Обсуждены актуальные вопросы двустороннего сотрудничества и рассмотрен график предстоящих мероприятий на высшем и высоком уровнях.

Особое внимание...

Заместитель Премьер-Министра – Министр иностранных дел Республики Казахстан Мурат Нуртлеу принял Посла Государства Катар в Казахстане Абдаллу Хусейна Джабера.

В ходе встречи стороны отметили высокий уровень казахско-катарского политического диалога, поступательное развитие торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия. Обсуждены актуальные вопросы двустороннего сотрудничества и рассмотрен график предстоящих мероприятий на высшем и высоком уровнях.

Особое внимание...

06.02.2025

Узбекистан до 1 октября направит Казахстану 16 млрд кубометров воды

В прошлом году государство получило на миллиард меньше кубометров воды.

Узбекистан до 1 октября направит Казахстану 16 млрд кубометров воды, сообщили в Министерстве водных ресурсов и ирригации РК.

Это на 1 млрд кубометров больше, чем за прошлый водохозяйственный год (октябрь 2023 года – октябрь 2024 года).

Также Узбекистан поможет обеспечить стабильную подачу воды...

В прошлом году государство получило на миллиард меньше кубометров воды.

Узбекистан до 1 октября направит Казахстану 16 млрд кубометров воды, сообщили в Министерстве водных ресурсов и ирригации РК.

Это на 1 млрд кубометров больше, чем за прошлый водохозяйственный год (октябрь 2023 года – октябрь 2024 года).

Также Узбекистан поможет обеспечить стабильную подачу воды...

05.02.2025

Глава государства направил телеграмму поздравления Президенту Шри-Ланки

Президент Казахстана поздравил Ануру Кумару Диссанаяке и его соотечественников с национальным праздником – Днем независимости.

В своей телеграмме Касым-Жомарт Токаев отметил значительные достижения Шри-Ланки на пути устойчивого развития и укрепления ее международного авторитета.

– Казахстан придает важное значение дальнейшему углублению отношений с Шри-Ланкой. Уверен, наше взаимодействие будет и впредь развиваться в духе...

Президент Казахстана поздравил Ануру Кумару Диссанаяке и его соотечественников с национальным праздником – Днем независимости.

В своей телеграмме Касым-Жомарт Токаев отметил значительные достижения Шри-Ланки на пути устойчивого развития и укрепления ее международного авторитета.

– Казахстан придает важное значение дальнейшему углублению отношений с Шри-Ланкой. Уверен, наше взаимодействие будет и впредь развиваться в духе...

05.02.2025

Казахстан обозначил ключевые направления председательства в ОЭС

Состоялось 1-ое заседание Комитета высокого уровня Организации экономического сотрудничества (ОЭС) под председательством Заместителя министра иностранных дел Республики Казахстан Алибека Бакаева.

В заседании приняли участие заместители глав МИД Азербайджана, Ирана, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, Постоянный представитель Кыргызстана при ОЭС, а также Генеральный директор по международным экономическим вопросам МИД Турции.

Открывая заседание, замглавы...

Состоялось 1-ое заседание Комитета высокого уровня Организации экономического сотрудничества (ОЭС) под председательством Заместителя министра иностранных дел Республики Казахстан Алибека Бакаева.

В заседании приняли участие заместители глав МИД Азербайджана, Ирана, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, Постоянный представитель Кыргызстана при ОЭС, а также Генеральный директор по международным экономическим вопросам МИД Турции.

Открывая заседание, замглавы...

05.02.2025

Казахстан и Бразилия нацелены на дальнейшее укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества

Первый заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан Акан Рахметуллин провёл встречу с Послом Федеративной Республики Бразилия Марселом Фортуной Биато.

В ходе встречи стороны обсудили актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в политической и торгово-экономической сферах, а также обменялись мнениями по вопросам взаимодействия в рамках многосторонних форматов.

А.Рахметуллин отметил активную роль бразильской дипломатии на международной...

Первый заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан Акан Рахметуллин провёл встречу с Послом Федеративной Республики Бразилия Марселом Фортуной Биато.

В ходе встречи стороны обсудили актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в политической и торгово-экономической сферах, а также обменялись мнениями по вопросам взаимодействия в рамках многосторонних форматов.

А.Рахметуллин отметил активную роль бразильской дипломатии на международной...

05.02.2025

Итоги расширенного заседания Правительства Казахстана в центре внимания Нидерландско-казахстанской бизнес-ассоциации

Поставленные Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым перед Правительством задачи по диверсификации экономики и повышению инвестиционной привлекательности страны вызвали большой интерес у деловых кругов Нидерландов. Об этих и других направлениях экономического развития Казахстана говорили в г. Гааге участники очередной встречи двусторонней бизнес-ассоциации, на которую были приглашены послы обоих государств, представители нидерландских и...

Поставленные Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым перед Правительством задачи по диверсификации экономики и повышению инвестиционной привлекательности страны вызвали большой интерес у деловых кругов Нидерландов. Об этих и других направлениях экономического развития Казахстана говорили в г. Гааге участники очередной встречи двусторонней бизнес-ассоциации, на которую были приглашены послы обоих государств, представители нидерландских и...

05.02.2025

Цифровой судебный исполнитель представлен на форуме Digital Almaty 2025

31 января – 1 февраля 2025 года в Алматы прошел международный технологический форум Digital Almaty, собравший более 15 000 участников из 30 стран. Форум стал площадкой для обсуждения ключевых тем цифровой трансформации, включая искусственный интеллект, цифровую экономику и кибербезопасность. В рамках мероприятия вице-министр юстиции Республики Казахстан Бекболат Молдабеков представил инновационный...

31 января – 1 февраля 2025 года в Алматы прошел международный технологический форум Digital Almaty, собравший более 15 000 участников из 30 стран. Форум стал площадкой для обсуждения ключевых тем цифровой трансформации, включая искусственный интеллект, цифровую экономику и кибербезопасность. В рамках мероприятия вице-министр юстиции Республики Казахстан Бекболат Молдабеков представил инновационный...

05.02.2025

А. Ертаев проинформировал коллег из Азиатско-Тихоокеанского региона о миграционных процессах в Казахстане

Вице-министр труда и социальной защиты населения РК Аскарбек Ертаев принял участие во втором Азиатско-Тихоокеанском региональном обзоре осуществления Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции (далее – ГДМ), в ходе которого проинформировал коллег достижениях Казахстана в сфере миграции.

Мероприятие организовано Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (далее –...

Вице-министр труда и социальной защиты населения РК Аскарбек Ертаев принял участие во втором Азиатско-Тихоокеанском региональном обзоре осуществления Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции (далее – ГДМ), в ходе которого проинформировал коллег достижениях Казахстана в сфере миграции.

Мероприятие организовано Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (далее –...

05.02.2025

Глава АСПиР встретился с Послом Узбекистана

Председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам РК Жандос Шаймарданов провел встречу с Послом Узбекистана в Казахстане Бахтиёром Ибрагимовым.

Предметом разговора был обмен опытом в сфере стратегического планирования, статистической деятельности и переписи населения.

Рассказывая о деятельности Агентства, Жандос Шаймарданов подчеркнул готовность Казахстана оказать содействие и методологическую поддержку визави из Узбекистана.

«В ноябре прошлого...

Председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам РК Жандос Шаймарданов провел встречу с Послом Узбекистана в Казахстане Бахтиёром Ибрагимовым.

Предметом разговора был обмен опытом в сфере стратегического планирования, статистической деятельности и переписи населения.

Рассказывая о деятельности Агентства, Жандос Шаймарданов подчеркнул готовность Казахстана оказать содействие и методологическую поддержку визави из Узбекистана.

«В ноябре прошлого...

04.02.2025

Казахстан и Иран укрепляют сотрудничество на встречах высокого уровня

В рамках участия в 1-м заседании Комитета высокого уровня Организации экономического сотрудничества (ОЭС) состоялись двусторонние встречи Заместителя министра иностранных дел Республики Казахстан Алибека Бакаева с Министром иностранных дел Исламской Республики Иран (ИРИ) Аббасом Аракчи, с заместителями министра иностранных дел ИРИ по правовым и международным вопросам Каземом Гарибабади, а также по...

В рамках участия в 1-м заседании Комитета высокого уровня Организации экономического сотрудничества (ОЭС) состоялись двусторонние встречи Заместителя министра иностранных дел Республики Казахстан Алибека Бакаева с Министром иностранных дел Исламской Республики Иран (ИРИ) Аббасом Аракчи, с заместителями министра иностранных дел ИРИ по правовым и международным вопросам Каземом Гарибабади, а также по...

04.02.2025

Дархан Кыдырали встретился с Генеральным секретарем Мусульманского совета старейшин Мухаммедом Абдельсаламом

Депутат Сената Парламента РК Дархан Кыдырали провел встречу с Генеральным секретарем Мусульманского совета старейшин Мухаммедом Абдельсаламом в Абу-Даби.

В ходе встречи сенатор передал Генеральному секретарю теплые пожелания от Председателя Сената Маулена Ашимбаева, а также вручил официальное приглашение на VIII Съезд лидеров мировых и традиционных религий, который состоится в сентябре в Астане.

В...

Депутат Сената Парламента РК Дархан Кыдырали провел встречу с Генеральным секретарем Мусульманского совета старейшин Мухаммедом Абдельсаламом в Абу-Даби.

В ходе встречи сенатор передал Генеральному секретарю теплые пожелания от Председателя Сената Маулена Ашимбаева, а также вручил официальное приглашение на VIII Съезд лидеров мировых и традиционных религий, который состоится в сентябре в Астане.

В...

04.02.2025

Депутаты встретились с Послом Финляндии в Казахстане

Мажилис посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Финляндской Республики в Казахстане Янне Хейсканен. С дипломатом встретились депутаты Айдос Сарым и Ермурат Бапи.

Приветствуя гостя, секретарь Комитета по международным делам, обороне и безопасности Айдос Сарым поздравил Посла с началом дипломатической миссии в Казахстане и пожелал ему успехов в этой ответственной должности. А также поздравил...

Мажилис посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Финляндской Республики в Казахстане Янне Хейсканен. С дипломатом встретились депутаты Айдос Сарым и Ермурат Бапи.

Приветствуя гостя, секретарь Комитета по международным делам, обороне и безопасности Айдос Сарым поздравил Посла с началом дипломатической миссии в Казахстане и пожелал ему успехов в этой ответственной должности. А также поздравил...

04.02.2025

Спустя год: спросили экспертов о работе правительства Бектенова

С 2007 года ОФ «ЦСПИ «Стратегия» регулярно проводит экспертные опросы с целью оценки деятельности действующего на момент исследования казахстанского правительства. Так, в ноябре 2007 года состоялся первый экспертный опрос по оценке деятельности правительства К. Масимова. В сентябре 2014 года в центре внимания была работа правительства С. Ахметова. В марте 2016 года была проведена экспертная оценка деятельности второго кабинета министров Масимова. А в весеннем опросе 2018 года в поле зрения оказалась работа правительства под руководством Б. Сагинтаева. В 2020 году опрос был приурочен к году работы правительства А. Мамина, а в мае 2023 года эксперты ответили на вопросы о работе А. Смаилова и его команды. В январе 2025 года эксперты ответили на вопросы о работе Правительства О. Бектенова.

Методика. Опрос экспертов проходил в анкетной форме. Анкета включает вопросы, касающиеся оценки правительства в целом и по отдельным критериям; оценки работы министерств; выявления сильных и слабых сторон работы правительства. Большинство вопросов анкеты являются мониторинговыми и используются во всех ранее проведенных опросах, что позволяет проводить сравнительный анализ оценок работы правительств.

Эксперты. В опросе, проведенном в январе 2025 года, принял участие 31 эксперт, которые представляют как частный, так и государственный сектора:

Сектор

Кол-во

Частный сектор

11

Государственный сектор

5

Неправительственный сектор

13

Квазигосударственный сектор

2

Средний стаж работы экспертов в своем секторе составляет 23 года.

Источники информации. По итогам опроса заметно, что основным источником информации о деятельности правительства и премьер-министра, стали СМИ, включая новостные и аналитические интернет-издания (83,9%, 1 место). Далее следуют телеграм-каналы, блоки и аккаунты аналитиков/ЛОМов в социальных сетях (80,6%, 2 место). На третьем и четвертом местах, с большим отставанием, расположились официальный сайт премьер-министра (58,1%) и офлайн встречи и разговоры с коллегами (51,6%). Обращает внимание, что первоисточники, такие как сайты министерств, аккаунты министров и оффлайн встречи членов правительства с экспертами в рамках официальных мероприятий, не пользуются большим спросом у экспертов в качестве каналов информации. Очень низкая востребованность среди экспертов отмечается у мероприятий СЦК – 3,2%.

Оценка правительства. Напомним, что Олжас Бектенов занял пост премьер-министра 6 февраля 2024 год, сменив на этой должности Алихана Смаилова.

Работа Правительства О. Бектенова за истекший период была оценена экспертами на «удовлетворительно» – 2,77 балла по 5-балльной шкале (где 1 – очень низкая оценка, 5 – высокая). Чаще всего эксперты выбирали оценку в 3 балла.

В сравнительной таблице представлены оценки правительств Казахстана с момента начала проведения экспертных опросов:

Премьер-министр РК

Средний балл, от 1 до 5 баллов

К.Масимов (2007—2012 гг.)

3,23 балла

С.Ахметов (2012–2014 гг.)

2,97 балла

К.Масимов (2014—2016 гг.)

2,30 балла

Б.Сагинтаев (2016–2019 гг.)

2,33 балла

А.Мамин (2019–2022 гг.)

2,88 балла

А.Смаилов (2022–2024 гг.)

1,60 балла

О.Бектенов (2024–2025 гг.)

2,77 балла

В качестве аргументации своей оценки эксперты отмечали, что у правительства было не так много времени на то, чтобы исправить ситуацию, именно поэтому его работу можно оценить как «в нынешних условиях удовлетворительно даже ценой накопления проблем»: «В рамках одного года у действующего правительства недостаточно было времени для исправления ситуации. Происходят изменения в регуляторной базе и есть попытки исправить ситуацию на институциональной уровне. Но для того, чтобы увидеть результаты этой работы придется ждать более чем 3 года»; «В целом с поставленными задачами справились, но было много конъюнктурных недостатков». Однако были также и критические комментарии со стороны экспертов о деятельности правительства, которые прежде всего касались проблем с дефицитом бюджета, увлечений микроменеджментом и отсутствия «четкой стратегии действий»: «У правительства нет стратегического видения и курса в макрополитике, инвестиционной и промышленной политике. Нет эффективности в реализации бюджетной политики. Дефицит бюджета. Ситуативность принимаемых мер».

При этом к достижениям [1] правительства было отнесено успешное решение проблемы паводков, поддержка отечественных товаропроизводителей, а также положительные сдвиги по отдельным экономическим направлениям: «В целом стараются. Есть результаты по торговле, транспорту, инфраструктуре, сельскому хозяйству»; «Происходят изменения в регуляторной базе и есть попытки исправить ситуацию на институциональном уровне»; «Справились со стихийными бедствиями — это плюс».

Среди недостатков работы правительства Бектенова были названы следующие:

·         Отсутствие стратегического видения будущего;

·         Отсутствие необходимых реформ;

·         Ситуативное реагирование;

·         Отсутствие профессионализма в экономическом планировании;

·         Бюджетный кризис;

·         Отсутствие позитивной динамики в улучшении качества жизни населения;

·         Отсутствие диалога с общественностью;

·         Отсутствие результатов в борьбе с коррупцией.

Логичным продолжением оценки работы правительства Бектенова уже по предложенным критериям стали невысокие баллы по показателям социально-экономического характера.

В целом, если оценивать работу правительства Бектенова по отдельным критериям, то также, как и в случае с предыдущим правительством, эксперты выше всего оценили его работу по критериям «сальдо естественного прироста населения» и «сальдо миграции». Можно сказать, что как в первом, так и во втором случае, правительствам повезло, что ситуация в стране по этим критериям обернулась им в зачет, особенно, это касается вопроса миграции. Часть экспертов также отметила, что критерий «сальдо естественного прироста населения» будет высоким при любом правительстве.

Стоит отметить, что правительство Смаилова было оценено выше 2 баллов только по двум указанным выше критериям, тогда как действующее правительство оценили выше 2 баллов практически по всем критериям, кроме исполнения бюджета и его дефицита, а также эффективности использования средств Национального фонда.

КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА О. БЕКТЕНОВА ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКИ

средний балл,

от 1 до 5 баллов

1.

Сальдо естественного прироста населения

3,07

2.

Количество и частота акций социального протеста

2,84

3.

Сальдо миграции

2,80

4.

Объем привлеченных инвестиций

2,65

5.

Среднегодовой реальный прирост ВВП

2,48

6.

Уровень безработицы

2,48

7.

Размер ВВП по ППС (с учётом паритета покупательной способности) на душу населения

2,31

8.

Выполнение Национального плана развития РК

2,31

9.

Уровень средней реальной заработной платы

2,26

10.

Динамика тарифов на коммунальные услуги

2,26

11.

Размер государственного долга

2,17

12.

Улучшение качества жизни населения

2,16

13.

Уровень годовой инфляции

2,10

14.

Динамика цен на товары первой необходимости

2,03

15.

Исполнение бюджета и его дефицит

1,97

16.

Эффективность использования средств Национального фонда

1,74

Основные характеристики правительства Бектенова такие же, как и у правительства Смаилова – «временное» и «техническое».

С точки зрения процесса принятия решения сравнительно высокую (выше 3 баллов) оценку правительство О. Бектенова получило только по характеристике оперативность (3,13). Все другие характеристики оценены ниже 3 баллов, например, гибкость (2,65) и ответственность (2,55). В то же время ни одна из характеристик не была оценена ниже 2 баллов.

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК:

Правительство О. Бектенова,

от 1 до 5 баллов

1.

Оперативность

3,13

2.

Гибкость

2,65

3.

Ответственность

2,55

4.

Профессионализм

2,48

5.

Межведомственное взаимодействие

2,40

6.

Инициативность

2,10

Если говорить о работе самого премьер-министра, то мнения экспертов относительного того, справляется ли он с функционалом своей должности, разделились примерно поровну: 51,6% посчитали, что он скорее справляется со своими задачами, а 48,4%, что скорее не справляется. Стоит отметить, что в сравнении с Алиханом Смаиловым, большинство экспертов куда лучше оценили работу Бектенова (по итогам предыдущего исследования, 78% экспертов посчитали, что Смаилов не справляется со своими задачами).

Оценка заместителей премьер-министра с точки зрения их влияния на курируемые направления, выглядит следующим образом. Наиболее влиятельным вице-премьером эксперты назвали К. Бозумбаева, чье влияние на курируемые направления (вопросы региональной политики, жилищно-коммунального хозяйства, чрезвычайных ситуаций и водных ресурсов) они оценили в 3,67 баллов. На втором месте по влиятельности – глава МИД и по совместительству вице-премьер М. Нуртлеу, чью влиятельность эксперты оценили в 3,48 баллов.

Замыкает тройку лидеров вице-премьер и, по совместительству, глава МНЭ С. Жумангарин (3,28 баллов), получивший назначение министром в нагрузку под занавес 2024 года. Наименее влиятельным заместителем премьера эксперты назвали руководителя аппарата правительства Г. Койшыбаева.

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РК ПО ВЛИЯНИЮ НА КУРИРУЕМЫЕ ИМИ НАПРАВЛЕНИЯ

Средний балл,

от 1 до 5 баллов

1.

Заместитель премьер-министра Бозумбаев К.

3,67

2.

Заместитель премьер-министра – министр иностранных дел Нуртлеу М.

3,48

3.

Заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Жумангарин С.

3,28

4.

1-й заместитель премьер-министра Скляр Р.

3,13

5.

Заместитель премьер-министра Дуйсенова Т.

3,06

6.

Заместитель премьер-министра – Руководитель аппарата правительства Койшыбаев Г.

2,63

В таблице ниже представлены экспертные оценки работы министерств правительства Бектенова.

Самую высокую оценку – 3,68 балла – получило министерство иностранных дел. На втором месте, по результатам оценок экспертов, оказалось министерство по чрезвычайным ситуациям, с результатом в 3,26 баллов. Из комментариев экспертов: «Правительство работало достаточно технологично и оперативно: МИД, социальный блок, МЧС – очень хорошо высокопрофессионально отработали». Замыкает тройку лидеров министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности с результатом 3,10 баллов. Это те 3 министерства, которые получили оценку выше трех баллов.

Единственным же министерством, получившим оценку ниже двух баллов, стало министерство национальной экономики (1,97).

В ТАБЛИЦЕ НИЖЕ ПОСТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СВОЮ ОЦЕНКУ РАБОТЕ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД КАЖДОГО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ МИНИСТЕРСТВ

Средний балл,

от 1 до 5 баллов

1.

Министерство иностранных дел

3,68

2.

Министерство по чрезвычайным ситуациям

3,26

3.

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности

3,10

4.

Министерство науки и высшего образования

2,83

5.

Министерство энергетики

2,77

6.

Министерство транспорта

2,74

7.

Министерство культуры и информации

2,73

8.

Министерство труда и социальной защиты населения

2,72

9.

Министерство экологии и природных ресурсов

2,70

10.

Министерство финансов

2,68

11.

Министерство просвещения

2,68

12.

Министерство обороны

2,67

13.

Министерство здравоохранения

2,61

14.

Министерство внутренних дел

2,58

15.

Министерство промышленности и строительства

2,58

16.

Министерство сельского хозяйства

2,55

17.

Министерство водных ресурсов и ирригации

2,52

18.

Министерство юстиции

2,42

19.

Министерство туризма и спорта

2,32

20.

Министерство торговли и интеграции

2,16

21.

Министерство национальной экономики

1,97

В то же время при рассмотрении в динамике результатов ответов на вопрос о том, деятельность каких из министерств наиболее важна на данном этапе развития страны, выявлено, что начиная с 2018 года, в перечне министерств, вошедших в ТОП-5, первое место сохраняется за министерством национальной экономики. Т.е., именно это министерство признается самым важным для развития экономики страны последние 7 лет, но именно его работу эксперты оценивают ниже всех.

Второе и третье места так же, как и в прошлом (2023) опросе занимают министерство финансов и министерство сельского хозяйства. А вот четвертое и пятое места в этом году заняли министерство энергетики и министерство иностранных дел.

ТОП-5 МИНИСТЕРСТВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ НАИБОЛЕЕ ВАЖНА НА ДАННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

2018

2020

2023

2024

1. Министерство национальной экономики

1. Министерство национальной экономики

1. Министерство национальной экономики

1. Министерство национальной экономики

2. Министерство труда и социальной защиты населения

2. Министерство внутренних дел

2. Министерство финансов

2. Министерство финансов

3. Министерство по инвестициям и развитию

3. Министерство образования и науки

3. Министерство сельского хозяйства

3. Министерство сельского хозяйства

4. Министерство образования и науки

4. Министерство финансов

4. Министерство внутренних дел

4. Министерство энергетики

5. Министерство финансов

5. Министерство труда и социальной защиты населения

5. Министерство обороны

5. Министерство иностранных дел

Экономическая стратегия. Что касается определения направленности экономической стратегии нынешнего правительства, то по результатам опроса, она не отличается от содержания политик предыдущих правительств – большинство экспертов (54,8%) убеждено, что экономика Казахстана регулируется в эгоистических интересах властвующего социального слоя за счет снижения уровня жизни граждан.

Однако можно заметить, что несмотря на то, что это наиболее распространенная оценка, тем не менее, с момента последних замеров, доля тех, кто придерживается данной позиции, снизилась почти на 20 п.п. (например, у Правительства Мамина в 2020 году доля таких оценок составляла 73,9%).

Пятая часть (19,4%) считает, что государство усиливает прямое вмешательство в производство и внешнеэкономические связи. Около 9,7% считают, что государство установило и сохраняет контроль над движением товаров и капиталов.

Такие из предложенных вариантов как «В экономике обеспечивается устойчивый рост конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, стабильный показатель инфляции и справедливое распределение доходов» и «Экономика становится все более открытой для свободного движения товаров и капиталов» не набрали ни одного процента.

Правительство было оценено как наиболее влияющий на экономическое положение страны институт (3,90 баллов), поднявшись с момента последних замеров с 6 места на 1-е. На втором месте находится крупный бизнес, чье влияние эксперты оценили в 3,72 балла. Следует отметить, что с момента последних замеров, крупный бизнес опустился на второе место, а средний балл его влияния несколько снизился (3,95 балла в 2020 году). Администрация Президента и Национальный банк, с точки зрения экспертов, имеют равное влияние на экономическое положение страны, которое они оценили в 3,70 баллов.

Наименее влиятельными институтами, с точки зрения экономического положения, эксперты назвали Парламент и микро- и малое предпринимательство (2,58 и 2,55 баллов соответственно).

КАКИЕ СТРУКТУРЫ (ИНСТИТУТЫ), НА ВАШ ВЗГЛЯД, В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ВЛИЯЮТ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ НА ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ?

Средний балл,

от 1 до 5 баллов

1.

Правительство

3,90

2.

Крупный бизнес

3,72

3.

Администрация Президента

3,70

4.

Национальный банк

3,70

5.

Банки второго уровня

3,21

6.

Национальные холдинги (ФНБ «Самрук Казына», НУХ «Байтерек»)

3,21

7.

Иностранные инвесторы

3,14

8.

Местные органы власти (акиматы)

3,13

9.

Структуры ЕАЭС

3,07

10.

Средний бизнес

2,90

11.

Международные финансовые институты (Всемирный банк, ЕБРР, Азиатский банк развития, Исламский банк и др.)

2,60

12.

Парламент

2,58

13.

Микро- и малое предпринимательство

2,55

Таким образом, экспертный опрос продемонстрировал, что действующее правительство оценивается несколько лучше, чем предшествующее. Об этом свидетельствуют как общая оценка работы правительства, так и оценки отдельных министерств и критериев его работы. Мнения экспертов относительно того, справляется ли премьер со своими обязанностями, разделились почти поровну с небольшим преобладанием тех, кто считает, что он скорее справляется.

В целом же, в экспертной среде пока сохраняется мнение, что действующее правительство является временным и техническим. Эксперты привели немало аргументов о том, почему правительство справляется и не справляется со своими задачами. Успешное преодоление стихийных бедствий (в особенности паводков), а также сохранение экономической стабильности, можно однозначно отнести к плюсам правительства Бектенова, тогда как бюджетный кризис, использование средств Национального фонда и отсутствие долгосрочного планирования – его главные недостатки.

[1] Перечни достижений и недостатков правительства О.Бектенова сформированы на основе ответов экспертов на открытые вопросы

Источник: ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия»

С 2007 года ОФ «ЦСПИ «Стратегия» регулярно проводит экспертные опросы с целью оценки деятельности действующего на момент исследования казахстанского правительства. Так, в ноябре 2007 года состоялся первый экспертный опрос по оценке деятельности правительства К. Масимова. В сентябре 2014 года в центре внимания была работа правительства С. Ахметова. В марте 2016 года была проведена экспертная оценка деятельности второго кабинета министров Масимова. А в весеннем опросе 2018 года в поле зрения оказалась работа правительства под руководством Б. Сагинтаева. В 2020 году опрос был приурочен к году работы правительства А. Мамина, а в мае 2023 года эксперты ответили на вопросы о работе А. Смаилова и его команды. В январе 2025 года эксперты ответили на вопросы о работе Правительства О. Бектенова.

Методика. Опрос экспертов проходил в анкетной форме. Анкета включает вопросы, касающиеся оценки правительства в целом и по отдельным критериям; оценки работы министерств; выявления сильных и слабых сторон работы правительства. Большинство вопросов анкеты являются мониторинговыми и используются во всех ранее проведенных опросах, что позволяет проводить сравнительный анализ оценок работы правительств.

Эксперты. В опросе, проведенном в январе 2025 года, принял участие 31 эксперт, которые представляют как частный, так и государственный сектора:

Сектор

Кол-во

Частный сектор

11

Государственный сектор

5

Неправительственный сектор

13

Квазигосударственный сектор

2

Средний стаж работы экспертов в своем секторе составляет 23 года.

Источники информации. По итогам опроса заметно, что основным источником информации о деятельности правительства и премьер-министра, стали СМИ, включая новостные и аналитические интернет-издания (83,9%, 1 место). Далее следуют телеграм-каналы, блоки и аккаунты аналитиков/ЛОМов в социальных сетях (80,6%, 2 место). На третьем и четвертом местах, с большим отставанием, расположились официальный сайт премьер-министра (58,1%) и офлайн встречи и разговоры с коллегами (51,6%). Обращает внимание, что первоисточники, такие как сайты министерств, аккаунты министров и оффлайн встречи членов правительства с экспертами в рамках официальных мероприятий, не пользуются большим спросом у экспертов в качестве каналов информации. Очень низкая востребованность среди экспертов отмечается у мероприятий СЦК – 3,2%.

Оценка правительства. Напомним, что Олжас Бектенов занял пост премьер-министра 6 февраля 2024 год, сменив на этой должности Алихана Смаилова.

Работа Правительства О. Бектенова за истекший период была оценена экспертами на «удовлетворительно» – 2,77 балла по 5-балльной шкале (где 1 – очень низкая оценка, 5 – высокая). Чаще всего эксперты выбирали оценку в 3 балла.

В сравнительной таблице представлены оценки правительств Казахстана с момента начала проведения экспертных опросов:

Премьер-министр РК

Средний балл, от 1 до 5 баллов

К.Масимов (2007—2012 гг.)

3,23 балла

С.Ахметов (2012–2014 гг.)

2,97 балла

К.Масимов (2014—2016 гг.)

2,30 балла

Б.Сагинтаев (2016–2019 гг.)

2,33 балла

А.Мамин (2019–2022 гг.)

2,88 балла

А.Смаилов (2022–2024 гг.)

1,60 балла

О.Бектенов (2024–2025 гг.)

2,77 балла

В качестве аргументации своей оценки эксперты отмечали, что у правительства было не так много времени на то, чтобы исправить ситуацию, именно поэтому его работу можно оценить как «в нынешних условиях удовлетворительно даже ценой накопления проблем»: «В рамках одного года у действующего правительства недостаточно было времени для исправления ситуации. Происходят изменения в регуляторной базе и есть попытки исправить ситуацию на институциональной уровне. Но для того, чтобы увидеть результаты этой работы придется ждать более чем 3 года»; «В целом с поставленными задачами справились, но было много конъюнктурных недостатков». Однако были также и критические комментарии со стороны экспертов о деятельности правительства, которые прежде всего касались проблем с дефицитом бюджета, увлечений микроменеджментом и отсутствия «четкой стратегии действий»: «У правительства нет стратегического видения и курса в макрополитике, инвестиционной и промышленной политике. Нет эффективности в реализации бюджетной политики. Дефицит бюджета. Ситуативность принимаемых мер».

При этом к достижениям [1] правительства было отнесено успешное решение проблемы паводков, поддержка отечественных товаропроизводителей, а также положительные сдвиги по отдельным экономическим направлениям: «В целом стараются. Есть результаты по торговле, транспорту, инфраструктуре, сельскому хозяйству»; «Происходят изменения в регуляторной базе и есть попытки исправить ситуацию на институциональном уровне»; «Справились со стихийными бедствиями — это плюс».

Среди недостатков работы правительства Бектенова были названы следующие:

·         Отсутствие стратегического видения будущего;

·         Отсутствие необходимых реформ;

·         Ситуативное реагирование;

·         Отсутствие профессионализма в экономическом планировании;

·         Бюджетный кризис;

·         Отсутствие позитивной динамики в улучшении качества жизни населения;

·         Отсутствие диалога с общественностью;

·         Отсутствие результатов в борьбе с коррупцией.

Логичным продолжением оценки работы правительства Бектенова уже по предложенным критериям стали невысокие баллы по показателям социально-экономического характера.

В целом, если оценивать работу правительства Бектенова по отдельным критериям, то также, как и в случае с предыдущим правительством, эксперты выше всего оценили его работу по критериям «сальдо естественного прироста населения» и «сальдо миграции». Можно сказать, что как в первом, так и во втором случае, правительствам повезло, что ситуация в стране по этим критериям обернулась им в зачет, особенно, это касается вопроса миграции. Часть экспертов также отметила, что критерий «сальдо естественного прироста населения» будет высоким при любом правительстве.

Стоит отметить, что правительство Смаилова было оценено выше 2 баллов только по двум указанным выше критериям, тогда как действующее правительство оценили выше 2 баллов практически по всем критериям, кроме исполнения бюджета и его дефицита, а также эффективности использования средств Национального фонда.

КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА О. БЕКТЕНОВА ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКИ

средний балл,

от 1 до 5 баллов

1.

Сальдо естественного прироста населения

3,07

2.

Количество и частота акций социального протеста

2,84

3.

Сальдо миграции

2,80

4.

Объем привлеченных инвестиций

2,65

5.

Среднегодовой реальный прирост ВВП

2,48

6.

Уровень безработицы

2,48

7.

Размер ВВП по ППС (с учётом паритета покупательной способности) на душу населения

2,31

8.

Выполнение Национального плана развития РК

2,31

9.

Уровень средней реальной заработной платы

2,26

10.

Динамика тарифов на коммунальные услуги

2,26

11.

Размер государственного долга

2,17

12.

Улучшение качества жизни населения

2,16

13.

Уровень годовой инфляции

2,10

14.

Динамика цен на товары первой необходимости

2,03

15.

Исполнение бюджета и его дефицит

1,97

16.

Эффективность использования средств Национального фонда

1,74

Основные характеристики правительства Бектенова такие же, как и у правительства Смаилова – «временное» и «техническое».

С точки зрения процесса принятия решения сравнительно высокую (выше 3 баллов) оценку правительство О. Бектенова получило только по характеристике оперативность (3,13). Все другие характеристики оценены ниже 3 баллов, например, гибкость (2,65) и ответственность (2,55). В то же время ни одна из характеристик не была оценена ниже 2 баллов.

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК:

Правительство О. Бектенова,

от 1 до 5 баллов

1.

Оперативность

3,13

2.

Гибкость

2,65

3.

Ответственность

2,55

4.

Профессионализм

2,48

5.

Межведомственное взаимодействие

2,40

6.

Инициативность

2,10

Если говорить о работе самого премьер-министра, то мнения экспертов относительного того, справляется ли он с функционалом своей должности, разделились примерно поровну: 51,6% посчитали, что он скорее справляется со своими задачами, а 48,4%, что скорее не справляется. Стоит отметить, что в сравнении с Алиханом Смаиловым, большинство экспертов куда лучше оценили работу Бектенова (по итогам предыдущего исследования, 78% экспертов посчитали, что Смаилов не справляется со своими задачами).

Оценка заместителей премьер-министра с точки зрения их влияния на курируемые направления, выглядит следующим образом. Наиболее влиятельным вице-премьером эксперты назвали К. Бозумбаева, чье влияние на курируемые направления (вопросы региональной политики, жилищно-коммунального хозяйства, чрезвычайных ситуаций и водных ресурсов) они оценили в 3,67 баллов. На втором месте по влиятельности – глава МИД и по совместительству вице-премьер М. Нуртлеу, чью влиятельность эксперты оценили в 3,48 баллов.

Замыкает тройку лидеров вице-премьер и, по совместительству, глава МНЭ С. Жумангарин (3,28 баллов), получивший назначение министром в нагрузку под занавес 2024 года. Наименее влиятельным заместителем премьера эксперты назвали руководителя аппарата правительства Г. Койшыбаева.

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РК ПО ВЛИЯНИЮ НА КУРИРУЕМЫЕ ИМИ НАПРАВЛЕНИЯ

Средний балл,

от 1 до 5 баллов

1.

Заместитель премьер-министра Бозумбаев К.

3,67

2.

Заместитель премьер-министра – министр иностранных дел Нуртлеу М.

3,48

3.

Заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Жумангарин С.

3,28

4.

1-й заместитель премьер-министра Скляр Р.

3,13

5.

Заместитель премьер-министра Дуйсенова Т.

3,06

6.

Заместитель премьер-министра – Руководитель аппарата правительства Койшыбаев Г.

2,63

В таблице ниже представлены экспертные оценки работы министерств правительства Бектенова.

Самую высокую оценку – 3,68 балла – получило министерство иностранных дел. На втором месте, по результатам оценок экспертов, оказалось министерство по чрезвычайным ситуациям, с результатом в 3,26 баллов. Из комментариев экспертов: «Правительство работало достаточно технологично и оперативно: МИД, социальный блок, МЧС – очень хорошо высокопрофессионально отработали». Замыкает тройку лидеров министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности с результатом 3,10 баллов. Это те 3 министерства, которые получили оценку выше трех баллов.

Единственным же министерством, получившим оценку ниже двух баллов, стало министерство национальной экономики (1,97).

В ТАБЛИЦЕ НИЖЕ ПОСТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СВОЮ ОЦЕНКУ РАБОТЕ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД КАЖДОГО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ МИНИСТЕРСТВ

Средний балл,

от 1 до 5 баллов

1.

Министерство иностранных дел

3,68

2.

Министерство по чрезвычайным ситуациям

3,26

3.

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности

3,10

4.

Министерство науки и высшего образования

2,83

5.

Министерство энергетики

2,77

6.

Министерство транспорта

2,74

7.

Министерство культуры и информации

2,73

8.

Министерство труда и социальной защиты населения

2,72

9.

Министерство экологии и природных ресурсов

2,70

10.

Министерство финансов

2,68

11.

Министерство просвещения

2,68

12.

Министерство обороны

2,67

13.

Министерство здравоохранения

2,61

14.

Министерство внутренних дел

2,58

15.

Министерство промышленности и строительства

2,58

16.

Министерство сельского хозяйства

2,55

17.

Министерство водных ресурсов и ирригации

2,52

18.

Министерство юстиции

2,42

19.

Министерство туризма и спорта

2,32

20.

Министерство торговли и интеграции

2,16

21.

Министерство национальной экономики

1,97

В то же время при рассмотрении в динамике результатов ответов на вопрос о том, деятельность каких из министерств наиболее важна на данном этапе развития страны, выявлено, что начиная с 2018 года, в перечне министерств, вошедших в ТОП-5, первое место сохраняется за министерством национальной экономики. Т.е., именно это министерство признается самым важным для развития экономики страны последние 7 лет, но именно его работу эксперты оценивают ниже всех.

Второе и третье места так же, как и в прошлом (2023) опросе занимают министерство финансов и министерство сельского хозяйства. А вот четвертое и пятое места в этом году заняли министерство энергетики и министерство иностранных дел.

ТОП-5 МИНИСТЕРСТВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ НАИБОЛЕЕ ВАЖНА НА ДАННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

2018

2020

2023

2024

1. Министерство национальной экономики

1. Министерство национальной экономики

1. Министерство национальной экономики

1. Министерство национальной экономики

2. Министерство труда и социальной защиты населения

2. Министерство внутренних дел

2. Министерство финансов

2. Министерство финансов

3. Министерство по инвестициям и развитию

3. Министерство образования и науки

3. Министерство сельского хозяйства

3. Министерство сельского хозяйства

4. Министерство образования и науки

4. Министерство финансов

4. Министерство внутренних дел

4. Министерство энергетики

5. Министерство финансов

5. Министерство труда и социальной защиты населения

5. Министерство обороны

5. Министерство иностранных дел

Экономическая стратегия. Что касается определения направленности экономической стратегии нынешнего правительства, то по результатам опроса, она не отличается от содержания политик предыдущих правительств – большинство экспертов (54,8%) убеждено, что экономика Казахстана регулируется в эгоистических интересах властвующего социального слоя за счет снижения уровня жизни граждан.

Однако можно заметить, что несмотря на то, что это наиболее распространенная оценка, тем не менее, с момента последних замеров, доля тех, кто придерживается данной позиции, снизилась почти на 20 п.п. (например, у Правительства Мамина в 2020 году доля таких оценок составляла 73,9%).

Пятая часть (19,4%) считает, что государство усиливает прямое вмешательство в производство и внешнеэкономические связи. Около 9,7% считают, что государство установило и сохраняет контроль над движением товаров и капиталов.

Такие из предложенных вариантов как «В экономике обеспечивается устойчивый рост конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, стабильный показатель инфляции и справедливое распределение доходов» и «Экономика становится все более открытой для свободного движения товаров и капиталов» не набрали ни одного процента.

Правительство было оценено как наиболее влияющий на экономическое положение страны институт (3,90 баллов), поднявшись с момента последних замеров с 6 места на 1-е. На втором месте находится крупный бизнес, чье влияние эксперты оценили в 3,72 балла. Следует отметить, что с момента последних замеров, крупный бизнес опустился на второе место, а средний балл его влияния несколько снизился (3,95 балла в 2020 году). Администрация Президента и Национальный банк, с точки зрения экспертов, имеют равное влияние на экономическое положение страны, которое они оценили в 3,70 баллов.

Наименее влиятельными институтами, с точки зрения экономического положения, эксперты назвали Парламент и микро- и малое предпринимательство (2,58 и 2,55 баллов соответственно).

КАКИЕ СТРУКТУРЫ (ИНСТИТУТЫ), НА ВАШ ВЗГЛЯД, В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ВЛИЯЮТ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ НА ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ?

Средний балл,

от 1 до 5 баллов

1.

Правительство

3,90

2.

Крупный бизнес

3,72

3.

Администрация Президента

3,70

4.

Национальный банк

3,70

5.

Банки второго уровня

3,21

6.

Национальные холдинги (ФНБ «Самрук Казына», НУХ «Байтерек»)

3,21

7.

Иностранные инвесторы

3,14

8.

Местные органы власти (акиматы)

3,13

9.

Структуры ЕАЭС

3,07

10.

Средний бизнес

2,90

11.

Международные финансовые институты (Всемирный банк, ЕБРР, Азиатский банк развития, Исламский банк и др.)

2,60

12.

Парламент

2,58

13.

Микро- и малое предпринимательство

2,55

Таким образом, экспертный опрос продемонстрировал, что действующее правительство оценивается несколько лучше, чем предшествующее. Об этом свидетельствуют как общая оценка работы правительства, так и оценки отдельных министерств и критериев его работы. Мнения экспертов относительно того, справляется ли премьер со своими обязанностями, разделились почти поровну с небольшим преобладанием тех, кто считает, что он скорее справляется.

В целом же, в экспертной среде пока сохраняется мнение, что действующее правительство является временным и техническим. Эксперты привели немало аргументов о том, почему правительство справляется и не справляется со своими задачами. Успешное преодоление стихийных бедствий (в особенности паводков), а также сохранение экономической стабильности, можно однозначно отнести к плюсам правительства Бектенова, тогда как бюджетный кризис, использование средств Национального фонда и отсутствие долгосрочного планирования – его главные недостатки.

[1] Перечни достижений и недостатков правительства О.Бектенова сформированы на основе ответов экспертов на открытые вопросы

Источник: ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия»


Новости 1 - 20 из 20016
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец