Заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан Алибек Бакаев провёл встречу с Послом Республики Узбекистан Бахтиёром Ибрагимовым.
В ходе встречи стороны высоко оценили поступательное развитие двусторонних политических, торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей, а также обменялись мнениями по вопросам международной и региональной повестки дня.
Кроме того, дипломаты обсудили вопросы координации и взаимодействия на многосторонних площадках,...
Заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан Алибек Бакаев провёл встречу с Послом Республики Узбекистан Бахтиёром Ибрагимовым.
В ходе встречи стороны высоко оценили поступательное развитие двусторонних политических, торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей, а также обменялись мнениями по вопросам международной и региональной повестки дня.
Кроме того, дипломаты обсудили вопросы координации и взаимодействия на многосторонних площадках,...
Заместитель Премьер-министра – Министр иностранных дел Республики Казахстан Мурат Нуртлеу принял Посла Иорданского Хашимитского Королевства в Казахстане Хамзу Махмуда Юсефа Аль-Омари.
В ходе беседы стороны обсудили текущее состояние и перспективы двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах.
Особое внимание было уделено активизации усилий по развитию взаимной торговли. В данном контексте были...
Заместитель Премьер-министра – Министр иностранных дел Республики Казахстан Мурат Нуртлеу принял Посла Иорданского Хашимитского Королевства в Казахстане Хамзу Махмуда Юсефа Аль-Омари.
В ходе беседы стороны обсудили текущее состояние и перспективы двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах.
Особое внимание было уделено активизации усилий по развитию взаимной торговли. В данном контексте были...
5 февраля 2025 года Министр экологии и природных ресурсов РК провел встречу с представителями ООН и ПРООН в Казахстане.
Постоянное представительство ООН в Казахстане подтвердило свою поддержку инициативы по организации Регионального климатического саммита в 2026 году.
Напомним, что инициатива была объявлена Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым в рамках 78-й сессии Генеральной Ассамблеи...
5 февраля 2025 года Министр экологии и природных ресурсов РК провел встречу с представителями ООН и ПРООН в Казахстане.
Постоянное представительство ООН в Казахстане подтвердило свою поддержку инициативы по организации Регионального климатического саммита в 2026 году.
Напомним, что инициатива была объявлена Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым в рамках 78-й сессии Генеральной Ассамблеи...
Глава государства принял министра внутренних дел Ержана Саденова.
Касым-Жомарт Токаев был проинформирован о криминогенной обстановке в стране и реализации органами внутренних дел принципа «Закон и Порядок».
Президенту было доложено, что в результате принятых комплексных мер в прошлом году количество преступлений в стране сократилось на более чем 12,7 тысячи. В последние годы наблюдается...
Глава государства принял министра внутренних дел Ержана Саденова.
Касым-Жомарт Токаев был проинформирован о криминогенной обстановке в стране и реализации органами внутренних дел принципа «Закон и Порядок».
Президенту было доложено, что в результате принятых комплексных мер в прошлом году количество преступлений в стране сократилось на более чем 12,7 тысячи. В последние годы наблюдается...
Глава государства принял председателя Центральной избирательной комиссии Нурлана Абдирова.
Президент был проинформирован о мероприятиях, проводимых избирательными органами страны в рамках Всемирного дня выборов, итогах электоральных кампаний 2024 года, текущих и перспективных направлениях деятельности ЦИК.
Кроме того, Касым-Жомарту Токаеву были представлены предложения по расширению международного сотрудничества в электоральной сфере.
Сообщает пресс-служба...
Глава государства принял председателя Центральной избирательной комиссии Нурлана Абдирова.
Президент был проинформирован о мероприятиях, проводимых избирательными органами страны в рамках Всемирного дня выборов, итогах электоральных кампаний 2024 года, текущих и перспективных направлениях деятельности ЦИК.
Кроме того, Касым-Жомарту Токаеву были представлены предложения по расширению международного сотрудничества в электоральной сфере.
Сообщает пресс-служба...
Канат Бозумбаев проверил готовность к паводкам, состояние гидротехнических сооружений и водохранилищ Туркестанской области.
В регионе проведены все необходимые инженерные мероприятия по подготовке к зимне-весеннему паводковому периоду.
Очищены русла 9 рек, 461 км арыков (1203 объекта), 165 каналов общей протяженностью 654 км и 30 км водопропускных сооружений. 68,2 км дренажных каналов прошли механическую...
Канат Бозумбаев проверил готовность к паводкам, состояние гидротехнических сооружений и водохранилищ Туркестанской области.
В регионе проведены все необходимые инженерные мероприятия по подготовке к зимне-весеннему паводковому периоду.
Очищены русла 9 рек, 461 км арыков (1203 объекта), 165 каналов общей протяженностью 654 км и 30 км водопропускных сооружений. 68,2 км дренажных каналов прошли механическую...
Состоялось очередное заседание формата Центральная Азия – Европейский союз по Афганистану.
Участники встречи обменялись мнениями о текущей ситуации в Афганистане. Было отмечено, что несмотря на наблюдаемый экономический прирост, положение населения Афганистана остается тяжёлым – четверть населения голодает. Страны-участницы согласились с необходимостью дальнейшего торгового сотрудничества с Афганистаном.
С особым интересом была воспринята информация...
Состоялось очередное заседание формата Центральная Азия – Европейский союз по Афганистану.
Участники встречи обменялись мнениями о текущей ситуации в Афганистане. Было отмечено, что несмотря на наблюдаемый экономический прирост, положение населения Афганистана остается тяжёлым – четверть населения голодает. Страны-участницы согласились с необходимостью дальнейшего торгового сотрудничества с Афганистаном.
С особым интересом была воспринята информация...
Заместитель Премьер-Министра – Министр иностранных дел Республики Казахстан Мурат Нуртлеу принял Посла Государства Катар в Казахстане Абдаллу Хусейна Джабера.
В ходе встречи стороны отметили высокий уровень казахско-катарского политического диалога, поступательное развитие торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия. Обсуждены актуальные вопросы двустороннего сотрудничества и рассмотрен график предстоящих мероприятий на высшем и высоком уровнях.
Особое внимание...
Заместитель Премьер-Министра – Министр иностранных дел Республики Казахстан Мурат Нуртлеу принял Посла Государства Катар в Казахстане Абдаллу Хусейна Джабера.
В ходе встречи стороны отметили высокий уровень казахско-катарского политического диалога, поступательное развитие торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия. Обсуждены актуальные вопросы двустороннего сотрудничества и рассмотрен график предстоящих мероприятий на высшем и высоком уровнях.
Особое внимание...
В прошлом году государство получило на миллиард меньше кубометров воды.
Узбекистан до 1 октября направит Казахстану 16 млрд кубометров воды, сообщили в Министерстве водных ресурсов и ирригации РК.
Это на 1 млрд кубометров больше, чем за прошлый водохозяйственный год (октябрь 2023 года – октябрь 2024 года).
Также Узбекистан поможет обеспечить стабильную подачу воды...
В прошлом году государство получило на миллиард меньше кубометров воды.
Узбекистан до 1 октября направит Казахстану 16 млрд кубометров воды, сообщили в Министерстве водных ресурсов и ирригации РК.
Это на 1 млрд кубометров больше, чем за прошлый водохозяйственный год (октябрь 2023 года – октябрь 2024 года).
Также Узбекистан поможет обеспечить стабильную подачу воды...
Президент Казахстана поздравил Ануру Кумару Диссанаяке и его соотечественников с национальным праздником – Днем независимости.
В своей телеграмме Касым-Жомарт Токаев отметил значительные достижения Шри-Ланки на пути устойчивого развития и укрепления ее международного авторитета.
– Казахстан придает важное значение дальнейшему углублению отношений с Шри-Ланкой. Уверен, наше взаимодействие будет и впредь развиваться в духе...
Президент Казахстана поздравил Ануру Кумару Диссанаяке и его соотечественников с национальным праздником – Днем независимости.
В своей телеграмме Касым-Жомарт Токаев отметил значительные достижения Шри-Ланки на пути устойчивого развития и укрепления ее международного авторитета.
– Казахстан придает важное значение дальнейшему углублению отношений с Шри-Ланкой. Уверен, наше взаимодействие будет и впредь развиваться в духе...
Состоялось 1-ое заседание Комитета высокого уровня Организации экономического сотрудничества (ОЭС) под председательством Заместителя министра иностранных дел Республики Казахстан Алибека Бакаева.
В заседании приняли участие заместители глав МИД Азербайджана, Ирана, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, Постоянный представитель Кыргызстана при ОЭС, а также Генеральный директор по международным экономическим вопросам МИД Турции.
Открывая заседание, замглавы...
Состоялось 1-ое заседание Комитета высокого уровня Организации экономического сотрудничества (ОЭС) под председательством Заместителя министра иностранных дел Республики Казахстан Алибека Бакаева.
В заседании приняли участие заместители глав МИД Азербайджана, Ирана, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, Постоянный представитель Кыргызстана при ОЭС, а также Генеральный директор по международным экономическим вопросам МИД Турции.
Открывая заседание, замглавы...
Первый заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан Акан Рахметуллин провёл встречу с Послом Федеративной Республики Бразилия Марселом Фортуной Биато.
В ходе встречи стороны обсудили актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в политической и торгово-экономической сферах, а также обменялись мнениями по вопросам взаимодействия в рамках многосторонних форматов.
А.Рахметуллин отметил активную роль бразильской дипломатии на международной...
Первый заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан Акан Рахметуллин провёл встречу с Послом Федеративной Республики Бразилия Марселом Фортуной Биато.
В ходе встречи стороны обсудили актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в политической и торгово-экономической сферах, а также обменялись мнениями по вопросам взаимодействия в рамках многосторонних форматов.
А.Рахметуллин отметил активную роль бразильской дипломатии на международной...
Поставленные Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым перед Правительством задачи по диверсификации экономики и повышению инвестиционной привлекательности страны вызвали большой интерес у деловых кругов Нидерландов. Об этих и других направлениях экономического развития Казахстана говорили в г. Гааге участники очередной встречи двусторонней бизнес-ассоциации, на которую были приглашены послы обоих государств, представители нидерландских и...
Поставленные Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым перед Правительством задачи по диверсификации экономики и повышению инвестиционной привлекательности страны вызвали большой интерес у деловых кругов Нидерландов. Об этих и других направлениях экономического развития Казахстана говорили в г. Гааге участники очередной встречи двусторонней бизнес-ассоциации, на которую были приглашены послы обоих государств, представители нидерландских и...
31 января – 1 февраля 2025 года в Алматы прошел международный технологический форум Digital Almaty, собравший более 15 000 участников из 30 стран. Форум стал площадкой для обсуждения ключевых тем цифровой трансформации, включая искусственный интеллект, цифровую экономику и кибербезопасность. В рамках мероприятия вице-министр юстиции Республики Казахстан Бекболат Молдабеков представил инновационный...
31 января – 1 февраля 2025 года в Алматы прошел международный технологический форум Digital Almaty, собравший более 15 000 участников из 30 стран. Форум стал площадкой для обсуждения ключевых тем цифровой трансформации, включая искусственный интеллект, цифровую экономику и кибербезопасность. В рамках мероприятия вице-министр юстиции Республики Казахстан Бекболат Молдабеков представил инновационный...
Вице-министр труда и социальной защиты населения РК Аскарбек Ертаев принял участие во втором Азиатско-Тихоокеанском региональном обзоре осуществления Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции (далее – ГДМ), в ходе которого проинформировал коллег достижениях Казахстана в сфере миграции.
Мероприятие организовано Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (далее –...
Вице-министр труда и социальной защиты населения РК Аскарбек Ертаев принял участие во втором Азиатско-Тихоокеанском региональном обзоре осуществления Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции (далее – ГДМ), в ходе которого проинформировал коллег достижениях Казахстана в сфере миграции.
Мероприятие организовано Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (далее –...
Председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам РК Жандос Шаймарданов провел встречу с Послом Узбекистана в Казахстане Бахтиёром Ибрагимовым.
Предметом разговора был обмен опытом в сфере стратегического планирования, статистической деятельности и переписи населения.
Рассказывая о деятельности Агентства, Жандос Шаймарданов подчеркнул готовность Казахстана оказать содействие и методологическую поддержку визави из Узбекистана.
«В ноябре прошлого...
Председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам РК Жандос Шаймарданов провел встречу с Послом Узбекистана в Казахстане Бахтиёром Ибрагимовым.
Предметом разговора был обмен опытом в сфере стратегического планирования, статистической деятельности и переписи населения.
Рассказывая о деятельности Агентства, Жандос Шаймарданов подчеркнул готовность Казахстана оказать содействие и методологическую поддержку визави из Узбекистана.
«В ноябре прошлого...
В рамках участия в 1-м заседании Комитета высокого уровня Организации экономического сотрудничества (ОЭС) состоялись двусторонние встречи Заместителя министра иностранных дел Республики Казахстан Алибека Бакаева с Министром иностранных дел Исламской Республики Иран (ИРИ) Аббасом Аракчи, с заместителями министра иностранных дел ИРИ по правовым и международным вопросам Каземом Гарибабади, а также по...
В рамках участия в 1-м заседании Комитета высокого уровня Организации экономического сотрудничества (ОЭС) состоялись двусторонние встречи Заместителя министра иностранных дел Республики Казахстан Алибека Бакаева с Министром иностранных дел Исламской Республики Иран (ИРИ) Аббасом Аракчи, с заместителями министра иностранных дел ИРИ по правовым и международным вопросам Каземом Гарибабади, а также по...
Депутат Сената Парламента РК Дархан Кыдырали провел встречу с Генеральным секретарем Мусульманского совета старейшин Мухаммедом Абдельсаламом в Абу-Даби.
В ходе встречи сенатор передал Генеральному секретарю теплые пожелания от Председателя Сената Маулена Ашимбаева, а также вручил официальное приглашение на VIII Съезд лидеров мировых и традиционных религий, который состоится в сентябре в Астане.
В...
Депутат Сената Парламента РК Дархан Кыдырали провел встречу с Генеральным секретарем Мусульманского совета старейшин Мухаммедом Абдельсаламом в Абу-Даби.
В ходе встречи сенатор передал Генеральному секретарю теплые пожелания от Председателя Сената Маулена Ашимбаева, а также вручил официальное приглашение на VIII Съезд лидеров мировых и традиционных религий, который состоится в сентябре в Астане.
В...
Мажилис посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Финляндской Республики в Казахстане Янне Хейсканен. С дипломатом встретились депутаты Айдос Сарым и Ермурат Бапи.
Приветствуя гостя, секретарь Комитета по международным делам, обороне и безопасности Айдос Сарым поздравил Посла с началом дипломатической миссии в Казахстане и пожелал ему успехов в этой ответственной должности. А также поздравил...
Мажилис посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Финляндской Республики в Казахстане Янне Хейсканен. С дипломатом встретились депутаты Айдос Сарым и Ермурат Бапи.
Приветствуя гостя, секретарь Комитета по международным делам, обороне и безопасности Айдос Сарым поздравил Посла с началом дипломатической миссии в Казахстане и пожелал ему успехов в этой ответственной должности. А также поздравил...
С 2007 года ОФ «ЦСПИ «Стратегия» регулярно проводит экспертные опросы с целью оценки деятельности действующего на момент исследования казахстанского правительства. Так, в ноябре 2007 года состоялся первый экспертный опрос по оценке деятельности правительства К. Масимова. В сентябре 2014 года в центре внимания была работа правительства С. Ахметова. В марте 2016 года была проведена экспертная оценка деятельности второго кабинета министров Масимова. А в весеннем опросе 2018 года в поле зрения оказалась работа правительства под руководством Б. Сагинтаева. В 2020 году опрос был приурочен к году работы правительства А. Мамина, а в мае 2023 года эксперты ответили на вопросы о работе А. Смаилова и его команды. В январе 2025 года эксперты ответили на вопросы о работе Правительства О. Бектенова.
Методика. Опрос экспертов проходил в анкетной форме. Анкета включает вопросы, касающиеся оценки правительства в целом и по отдельным критериям; оценки работы министерств; выявления сильных и слабых сторон работы правительства. Большинство вопросов анкеты являются мониторинговыми и используются во всех ранее проведенных опросах, что позволяет проводить сравнительный анализ оценок работы правительств.
Эксперты. В опросе, проведенном в январе 2025 года, принял участие 31 эксперт, которые представляют как частный, так и государственный сектора:
Сектор |
Кол-во |
Частный сектор |
11 |
Государственный сектор |
5 |
Неправительственный сектор |
13 |
Квазигосударственный сектор |
2 |
Средний стаж работы экспертов в своем секторе составляет 23 года.
Источники информации. По итогам опроса заметно, что основным источником информации о деятельности правительства и премьер-министра, стали СМИ, включая новостные и аналитические интернет-издания (83,9%, 1 место). Далее следуют телеграм-каналы, блоки и аккаунты аналитиков/ЛОМов в социальных сетях (80,6%, 2 место). На третьем и четвертом местах, с большим отставанием, расположились официальный сайт премьер-министра (58,1%) и офлайн встречи и разговоры с коллегами (51,6%). Обращает внимание, что первоисточники, такие как сайты министерств, аккаунты министров и оффлайн встречи членов правительства с экспертами в рамках официальных мероприятий, не пользуются большим спросом у экспертов в качестве каналов информации. Очень низкая востребованность среди экспертов отмечается у мероприятий СЦК – 3,2%.
Оценка правительства. Напомним, что Олжас Бектенов занял пост премьер-министра 6 февраля 2024 год, сменив на этой должности Алихана Смаилова.
Работа Правительства О. Бектенова за истекший период была оценена экспертами на «удовлетворительно» – 2,77 балла по 5-балльной шкале (где 1 – очень низкая оценка, 5 – высокая). Чаще всего эксперты выбирали оценку в 3 балла.
В сравнительной таблице представлены оценки правительств Казахстана с момента начала проведения экспертных опросов:
Премьер-министр РК |
Средний балл, от 1 до 5 баллов |
К.Масимов (2007—2012 гг.) |
3,23 балла |
С.Ахметов (2012–2014 гг.) |
2,97 балла |
К.Масимов (2014—2016 гг.) |
2,30 балла |
Б.Сагинтаев (2016–2019 гг.) |
2,33 балла |
А.Мамин (2019–2022 гг.) |
2,88 балла |
А.Смаилов (2022–2024 гг.) |
1,60 балла |
О.Бектенов (2024–2025 гг.) |
2,77 балла |
В качестве аргументации своей оценки эксперты отмечали, что у правительства было не так много времени на то, чтобы исправить ситуацию, именно поэтому его работу можно оценить как «в нынешних условиях удовлетворительно даже ценой накопления проблем»: «В рамках одного года у действующего правительства недостаточно было времени для исправления ситуации. Происходят изменения в регуляторной базе и есть попытки исправить ситуацию на институциональной уровне. Но для того, чтобы увидеть результаты этой работы придется ждать более чем 3 года»; «В целом с поставленными задачами справились, но было много конъюнктурных недостатков». Однако были также и критические комментарии со стороны экспертов о деятельности правительства, которые прежде всего касались проблем с дефицитом бюджета, увлечений микроменеджментом и отсутствия «четкой стратегии действий»: «У правительства нет стратегического видения и курса в макрополитике, инвестиционной и промышленной политике. Нет эффективности в реализации бюджетной политики. Дефицит бюджета. Ситуативность принимаемых мер».
При этом к достижениям [1] правительства было отнесено успешное решение проблемы паводков, поддержка отечественных товаропроизводителей, а также положительные сдвиги по отдельным экономическим направлениям: «В целом стараются. Есть результаты по торговле, транспорту, инфраструктуре, сельскому хозяйству»; «Происходят изменения в регуляторной базе и есть попытки исправить ситуацию на институциональном уровне»; «Справились со стихийными бедствиями — это плюс».
Среди недостатков работы правительства Бектенова были названы следующие:
· Отсутствие стратегического видения будущего;
· Отсутствие необходимых реформ;
· Ситуативное реагирование;
· Отсутствие профессионализма в экономическом планировании;
· Бюджетный кризис;
· Отсутствие позитивной динамики в улучшении качества жизни населения;
· Отсутствие диалога с общественностью;
· Отсутствие результатов в борьбе с коррупцией.
Логичным продолжением оценки работы правительства Бектенова уже по предложенным критериям стали невысокие баллы по показателям социально-экономического характера.
В целом, если оценивать работу правительства Бектенова по отдельным критериям, то также, как и в случае с предыдущим правительством, эксперты выше всего оценили его работу по критериям «сальдо естественного прироста населения» и «сальдо миграции». Можно сказать, что как в первом, так и во втором случае, правительствам повезло, что ситуация в стране по этим критериям обернулась им в зачет, особенно, это касается вопроса миграции. Часть экспертов также отметила, что критерий «сальдо естественного прироста населения» будет высоким при любом правительстве.
Стоит отметить, что правительство Смаилова было оценено выше 2 баллов только по двум указанным выше критериям, тогда как действующее правительство оценили выше 2 баллов практически по всем критериям, кроме исполнения бюджета и его дефицита, а также эффективности использования средств Национального фонда.
№ |
КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА О. БЕКТЕНОВА ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКИ |
средний балл, от 1 до 5 баллов |
1. |
Сальдо естественного прироста населения |
3,07 |
2. |
Количество и частота акций социального протеста |
2,84 |
3. |
Сальдо миграции |
2,80 |
4. |
Объем привлеченных инвестиций |
2,65 |
5. |
Среднегодовой реальный прирост ВВП |
2,48 |
6. |
Уровень безработицы |
2,48 |
7. |
Размер ВВП по ППС (с учётом паритета покупательной способности) на душу населения |
2,31 |
8. |
Выполнение Национального плана развития РК |
2,31 |
9. |
Уровень средней реальной заработной платы |
2,26 |
10. |
Динамика тарифов на коммунальные услуги |
2,26 |
11. |
Размер государственного долга |
2,17 |
12. |
Улучшение качества жизни населения |
2,16 |
13. |
Уровень годовой инфляции |
2,10 |
14. |
Динамика цен на товары первой необходимости |
2,03 |
15. |
Исполнение бюджета и его дефицит |
1,97 |
16. |
Эффективность использования средств Национального фонда |
1,74 |
Основные характеристики правительства Бектенова такие же, как и у правительства Смаилова – «временное» и «техническое».
С точки зрения процесса принятия решения сравнительно высокую (выше 3 баллов) оценку правительство О. Бектенова получило только по характеристике оперативность (3,13). Все другие характеристики оценены ниже 3 баллов, например, гибкость (2,65) и ответственность (2,55). В то же время ни одна из характеристик не была оценена ниже 2 баллов.
№ |
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК: |
Правительство О. Бектенова, от 1 до 5 баллов |
1. |
Оперативность |
3,13 |
2. |
Гибкость |
2,65 |
3. |
Ответственность |
2,55 |
4. |
Профессионализм |
2,48 |
5. |
Межведомственное взаимодействие |
2,40 |
6. |
Инициативность |
2,10 |
Если говорить о работе самого премьер-министра, то мнения экспертов относительного того, справляется ли он с функционалом своей должности, разделились примерно поровну: 51,6% посчитали, что он скорее справляется со своими задачами, а 48,4%, что скорее не справляется. Стоит отметить, что в сравнении с Алиханом Смаиловым, большинство экспертов куда лучше оценили работу Бектенова (по итогам предыдущего исследования, 78% экспертов посчитали, что Смаилов не справляется со своими задачами).
Оценка заместителей премьер-министра с точки зрения их влияния на курируемые направления, выглядит следующим образом. Наиболее влиятельным вице-премьером эксперты назвали К. Бозумбаева, чье влияние на курируемые направления (вопросы региональной политики, жилищно-коммунального хозяйства, чрезвычайных ситуаций и водных ресурсов) они оценили в 3,67 баллов. На втором месте по влиятельности – глава МИД и по совместительству вице-премьер М. Нуртлеу, чью влиятельность эксперты оценили в 3,48 баллов.
Замыкает тройку лидеров вице-премьер и, по совместительству, глава МНЭ С. Жумангарин (3,28 баллов), получивший назначение министром в нагрузку под занавес 2024 года. Наименее влиятельным заместителем премьера эксперты назвали руководителя аппарата правительства Г. Койшыбаева.
№ |
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РК ПО ВЛИЯНИЮ НА КУРИРУЕМЫЕ ИМИ НАПРАВЛЕНИЯ |
Средний балл, от 1 до 5 баллов |
1. |
Заместитель премьер-министра Бозумбаев К. |
3,67 |
2. |
Заместитель премьер-министра – министр иностранных дел Нуртлеу М. |
3,48 |
3. |
Заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Жумангарин С. |
3,28 |
4. |
1-й заместитель премьер-министра Скляр Р. |
3,13 |
5. |
Заместитель премьер-министра Дуйсенова Т. |
3,06 |
6. |
Заместитель премьер-министра – Руководитель аппарата правительства Койшыбаев Г. |
2,63 |
В таблице ниже представлены экспертные оценки работы министерств правительства Бектенова.
Самую высокую оценку – 3,68 балла – получило министерство иностранных дел. На втором месте, по результатам оценок экспертов, оказалось министерство по чрезвычайным ситуациям, с результатом в 3,26 баллов. Из комментариев экспертов: «Правительство работало достаточно технологично и оперативно: МИД, социальный блок, МЧС – очень хорошо высокопрофессионально отработали». Замыкает тройку лидеров министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности с результатом 3,10 баллов. Это те 3 министерства, которые получили оценку выше трех баллов.
Единственным же министерством, получившим оценку ниже двух баллов, стало министерство национальной экономики (1,97).
№ |
В ТАБЛИЦЕ НИЖЕ ПОСТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СВОЮ ОЦЕНКУ РАБОТЕ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД КАЖДОГО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ МИНИСТЕРСТВ |
Средний балл, от 1 до 5 баллов |
1. |
Министерство иностранных дел |
3,68 |
2. |
Министерство по чрезвычайным ситуациям |
3,26 |
3. |
Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности |
3,10 |
4. |
Министерство науки и высшего образования |
2,83 |
5. |
Министерство энергетики |
2,77 |
6. |
Министерство транспорта |
2,74 |
7. |
Министерство культуры и информации |
2,73 |
8. |
Министерство труда и социальной защиты населения |
2,72 |
9. |
Министерство экологии и природных ресурсов |
2,70 |
10. |
Министерство финансов |
2,68 |
11. |
Министерство просвещения |
2,68 |
12. |
Министерство обороны |
2,67 |
13. |
Министерство здравоохранения |
2,61 |
14. |
Министерство внутренних дел |
2,58 |
15. |
Министерство промышленности и строительства |
2,58 |
16. |
Министерство сельского хозяйства |
2,55 |
17. |
Министерство водных ресурсов и ирригации |
2,52 |
18. |
Министерство юстиции |
2,42 |
19. |
Министерство туризма и спорта |
2,32 |
20. |
Министерство торговли и интеграции |
2,16 |
21. |
Министерство национальной экономики |
1,97 |
В то же время при рассмотрении в динамике результатов ответов на вопрос о том, деятельность каких из министерств наиболее важна на данном этапе развития страны, выявлено, что начиная с 2018 года, в перечне министерств, вошедших в ТОП-5, первое место сохраняется за министерством национальной экономики. Т.е., именно это министерство признается самым важным для развития экономики страны последние 7 лет, но именно его работу эксперты оценивают ниже всех.
Второе и третье места так же, как и в прошлом (2023) опросе занимают министерство финансов и министерство сельского хозяйства. А вот четвертое и пятое места в этом году заняли министерство энергетики и министерство иностранных дел.
ТОП-5 МИНИСТЕРСТВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ НАИБОЛЕЕ ВАЖНА НА ДАННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ |
|||
2018 |
2020 |
2023 |
2024 |
1. Министерство национальной экономики |
1. Министерство национальной экономики |
1. Министерство национальной экономики |
1. Министерство национальной экономики |
2. Министерство труда и социальной защиты населения |
2. Министерство внутренних дел |
2. Министерство финансов |
2. Министерство финансов |
3. Министерство по инвестициям и развитию |
3. Министерство образования и науки |
3. Министерство сельского хозяйства |
3. Министерство сельского хозяйства |
4. Министерство образования и науки |
4. Министерство финансов |
4. Министерство внутренних дел |
4. Министерство энергетики |
5. Министерство финансов |
5. Министерство труда и социальной защиты населения |
5. Министерство обороны |
5. Министерство иностранных дел |
Экономическая стратегия. Что касается определения направленности экономической стратегии нынешнего правительства, то по результатам опроса, она не отличается от содержания политик предыдущих правительств – большинство экспертов (54,8%) убеждено, что экономика Казахстана регулируется в эгоистических интересах властвующего социального слоя за счет снижения уровня жизни граждан.
Однако можно заметить, что несмотря на то, что это наиболее распространенная оценка, тем не менее, с момента последних замеров, доля тех, кто придерживается данной позиции, снизилась почти на 20 п.п. (например, у Правительства Мамина в 2020 году доля таких оценок составляла 73,9%).
Пятая часть (19,4%) считает, что государство усиливает прямое вмешательство в производство и внешнеэкономические связи. Около 9,7% считают, что государство установило и сохраняет контроль над движением товаров и капиталов.
Такие из предложенных вариантов как «В экономике обеспечивается устойчивый рост конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, стабильный показатель инфляции и справедливое распределение доходов» и «Экономика становится все более открытой для свободного движения товаров и капиталов» не набрали ни одного процента.
Правительство было оценено как наиболее влияющий на экономическое положение страны институт (3,90 баллов), поднявшись с момента последних замеров с 6 места на 1-е. На втором месте находится крупный бизнес, чье влияние эксперты оценили в 3,72 балла. Следует отметить, что с момента последних замеров, крупный бизнес опустился на второе место, а средний балл его влияния несколько снизился (3,95 балла в 2020 году). Администрация Президента и Национальный банк, с точки зрения экспертов, имеют равное влияние на экономическое положение страны, которое они оценили в 3,70 баллов.
Наименее влиятельными институтами, с точки зрения экономического положения, эксперты назвали Парламент и микро- и малое предпринимательство (2,58 и 2,55 баллов соответственно).
№ |
КАКИЕ СТРУКТУРЫ (ИНСТИТУТЫ), НА ВАШ ВЗГЛЯД, В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ВЛИЯЮТ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ НА ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ? |
Средний балл, от 1 до 5 баллов |
1. |
Правительство |
3,90 |
2. |
Крупный бизнес |
3,72 |
3. |
Администрация Президента |
3,70 |
4. |
Национальный банк |
3,70 |
5. |
Банки второго уровня |
3,21 |
6. |
Национальные холдинги (ФНБ «Самрук Казына», НУХ «Байтерек») |
3,21 |
7. |
Иностранные инвесторы |
3,14 |
8. |
Местные органы власти (акиматы) |
3,13 |
9. |
Структуры ЕАЭС |
3,07 |
10. |
Средний бизнес |
2,90 |
11. |
Международные финансовые институты (Всемирный банк, ЕБРР, Азиатский банк развития, Исламский банк и др.) |
2,60 |
12. |
Парламент |
2,58 |
13. |
Микро- и малое предпринимательство |
2,55 |
Таким образом, экспертный опрос продемонстрировал, что действующее правительство оценивается несколько лучше, чем предшествующее. Об этом свидетельствуют как общая оценка работы правительства, так и оценки отдельных министерств и критериев его работы. Мнения экспертов относительно того, справляется ли премьер со своими обязанностями, разделились почти поровну с небольшим преобладанием тех, кто считает, что он скорее справляется.
В целом же, в экспертной среде пока сохраняется мнение, что действующее правительство является временным и техническим. Эксперты привели немало аргументов о том, почему правительство справляется и не справляется со своими задачами. Успешное преодоление стихийных бедствий (в особенности паводков), а также сохранение экономической стабильности, можно однозначно отнести к плюсам правительства Бектенова, тогда как бюджетный кризис, использование средств Национального фонда и отсутствие долгосрочного планирования – его главные недостатки.
[1] Перечни достижений и недостатков правительства О.Бектенова сформированы на основе ответов экспертов на открытые вопросы
Источник: ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия»
С 2007 года ОФ «ЦСПИ «Стратегия» регулярно проводит экспертные опросы с целью оценки деятельности действующего на момент исследования казахстанского правительства. Так, в ноябре 2007 года состоялся первый экспертный опрос по оценке деятельности правительства К. Масимова. В сентябре 2014 года в центре внимания была работа правительства С. Ахметова. В марте 2016 года была проведена экспертная оценка деятельности второго кабинета министров Масимова. А в весеннем опросе 2018 года в поле зрения оказалась работа правительства под руководством Б. Сагинтаева. В 2020 году опрос был приурочен к году работы правительства А. Мамина, а в мае 2023 года эксперты ответили на вопросы о работе А. Смаилова и его команды. В январе 2025 года эксперты ответили на вопросы о работе Правительства О. Бектенова.
Методика. Опрос экспертов проходил в анкетной форме. Анкета включает вопросы, касающиеся оценки правительства в целом и по отдельным критериям; оценки работы министерств; выявления сильных и слабых сторон работы правительства. Большинство вопросов анкеты являются мониторинговыми и используются во всех ранее проведенных опросах, что позволяет проводить сравнительный анализ оценок работы правительств.
Эксперты. В опросе, проведенном в январе 2025 года, принял участие 31 эксперт, которые представляют как частный, так и государственный сектора:
Сектор |
Кол-во |
Частный сектор |
11 |
Государственный сектор |
5 |
Неправительственный сектор |
13 |
Квазигосударственный сектор |
2 |
Средний стаж работы экспертов в своем секторе составляет 23 года.
Источники информации. По итогам опроса заметно, что основным источником информации о деятельности правительства и премьер-министра, стали СМИ, включая новостные и аналитические интернет-издания (83,9%, 1 место). Далее следуют телеграм-каналы, блоки и аккаунты аналитиков/ЛОМов в социальных сетях (80,6%, 2 место). На третьем и четвертом местах, с большим отставанием, расположились официальный сайт премьер-министра (58,1%) и офлайн встречи и разговоры с коллегами (51,6%). Обращает внимание, что первоисточники, такие как сайты министерств, аккаунты министров и оффлайн встречи членов правительства с экспертами в рамках официальных мероприятий, не пользуются большим спросом у экспертов в качестве каналов информации. Очень низкая востребованность среди экспертов отмечается у мероприятий СЦК – 3,2%.
Оценка правительства. Напомним, что Олжас Бектенов занял пост премьер-министра 6 февраля 2024 год, сменив на этой должности Алихана Смаилова.
Работа Правительства О. Бектенова за истекший период была оценена экспертами на «удовлетворительно» – 2,77 балла по 5-балльной шкале (где 1 – очень низкая оценка, 5 – высокая). Чаще всего эксперты выбирали оценку в 3 балла.
В сравнительной таблице представлены оценки правительств Казахстана с момента начала проведения экспертных опросов:
Премьер-министр РК |
Средний балл, от 1 до 5 баллов |
К.Масимов (2007—2012 гг.) |
3,23 балла |
С.Ахметов (2012–2014 гг.) |
2,97 балла |
К.Масимов (2014—2016 гг.) |
2,30 балла |
Б.Сагинтаев (2016–2019 гг.) |
2,33 балла |
А.Мамин (2019–2022 гг.) |
2,88 балла |
А.Смаилов (2022–2024 гг.) |
1,60 балла |
О.Бектенов (2024–2025 гг.) |
2,77 балла |
В качестве аргументации своей оценки эксперты отмечали, что у правительства было не так много времени на то, чтобы исправить ситуацию, именно поэтому его работу можно оценить как «в нынешних условиях удовлетворительно даже ценой накопления проблем»: «В рамках одного года у действующего правительства недостаточно было времени для исправления ситуации. Происходят изменения в регуляторной базе и есть попытки исправить ситуацию на институциональной уровне. Но для того, чтобы увидеть результаты этой работы придется ждать более чем 3 года»; «В целом с поставленными задачами справились, но было много конъюнктурных недостатков». Однако были также и критические комментарии со стороны экспертов о деятельности правительства, которые прежде всего касались проблем с дефицитом бюджета, увлечений микроменеджментом и отсутствия «четкой стратегии действий»: «У правительства нет стратегического видения и курса в макрополитике, инвестиционной и промышленной политике. Нет эффективности в реализации бюджетной политики. Дефицит бюджета. Ситуативность принимаемых мер».
При этом к достижениям [1] правительства было отнесено успешное решение проблемы паводков, поддержка отечественных товаропроизводителей, а также положительные сдвиги по отдельным экономическим направлениям: «В целом стараются. Есть результаты по торговле, транспорту, инфраструктуре, сельскому хозяйству»; «Происходят изменения в регуляторной базе и есть попытки исправить ситуацию на институциональном уровне»; «Справились со стихийными бедствиями — это плюс».
Среди недостатков работы правительства Бектенова были названы следующие:
· Отсутствие стратегического видения будущего;
· Отсутствие необходимых реформ;
· Ситуативное реагирование;
· Отсутствие профессионализма в экономическом планировании;
· Бюджетный кризис;
· Отсутствие позитивной динамики в улучшении качества жизни населения;
· Отсутствие диалога с общественностью;
· Отсутствие результатов в борьбе с коррупцией.
Логичным продолжением оценки работы правительства Бектенова уже по предложенным критериям стали невысокие баллы по показателям социально-экономического характера.
В целом, если оценивать работу правительства Бектенова по отдельным критериям, то также, как и в случае с предыдущим правительством, эксперты выше всего оценили его работу по критериям «сальдо естественного прироста населения» и «сальдо миграции». Можно сказать, что как в первом, так и во втором случае, правительствам повезло, что ситуация в стране по этим критериям обернулась им в зачет, особенно, это касается вопроса миграции. Часть экспертов также отметила, что критерий «сальдо естественного прироста населения» будет высоким при любом правительстве.
Стоит отметить, что правительство Смаилова было оценено выше 2 баллов только по двум указанным выше критериям, тогда как действующее правительство оценили выше 2 баллов практически по всем критериям, кроме исполнения бюджета и его дефицита, а также эффективности использования средств Национального фонда.
№ |
КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА О. БЕКТЕНОВА ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКИ |
средний балл, от 1 до 5 баллов |
1. |
Сальдо естественного прироста населения |
3,07 |
2. |
Количество и частота акций социального протеста |
2,84 |
3. |
Сальдо миграции |
2,80 |
4. |
Объем привлеченных инвестиций |
2,65 |
5. |
Среднегодовой реальный прирост ВВП |
2,48 |
6. |
Уровень безработицы |
2,48 |
7. |
Размер ВВП по ППС (с учётом паритета покупательной способности) на душу населения |
2,31 |
8. |
Выполнение Национального плана развития РК |
2,31 |
9. |
Уровень средней реальной заработной платы |
2,26 |
10. |
Динамика тарифов на коммунальные услуги |
2,26 |
11. |
Размер государственного долга |
2,17 |
12. |
Улучшение качества жизни населения |
2,16 |
13. |
Уровень годовой инфляции |
2,10 |
14. |
Динамика цен на товары первой необходимости |
2,03 |
15. |
Исполнение бюджета и его дефицит |
1,97 |
16. |
Эффективность использования средств Национального фонда |
1,74 |
Основные характеристики правительства Бектенова такие же, как и у правительства Смаилова – «временное» и «техническое».
С точки зрения процесса принятия решения сравнительно высокую (выше 3 баллов) оценку правительство О. Бектенова получило только по характеристике оперативность (3,13). Все другие характеристики оценены ниже 3 баллов, например, гибкость (2,65) и ответственность (2,55). В то же время ни одна из характеристик не была оценена ниже 2 баллов.
№ |
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК: |
Правительство О. Бектенова, от 1 до 5 баллов |
1. |
Оперативность |
3,13 |
2. |
Гибкость |
2,65 |
3. |
Ответственность |
2,55 |
4. |
Профессионализм |
2,48 |
5. |
Межведомственное взаимодействие |
2,40 |
6. |
Инициативность |
2,10 |
Если говорить о работе самого премьер-министра, то мнения экспертов относительного того, справляется ли он с функционалом своей должности, разделились примерно поровну: 51,6% посчитали, что он скорее справляется со своими задачами, а 48,4%, что скорее не справляется. Стоит отметить, что в сравнении с Алиханом Смаиловым, большинство экспертов куда лучше оценили работу Бектенова (по итогам предыдущего исследования, 78% экспертов посчитали, что Смаилов не справляется со своими задачами).
Оценка заместителей премьер-министра с точки зрения их влияния на курируемые направления, выглядит следующим образом. Наиболее влиятельным вице-премьером эксперты назвали К. Бозумбаева, чье влияние на курируемые направления (вопросы региональной политики, жилищно-коммунального хозяйства, чрезвычайных ситуаций и водных ресурсов) они оценили в 3,67 баллов. На втором месте по влиятельности – глава МИД и по совместительству вице-премьер М. Нуртлеу, чью влиятельность эксперты оценили в 3,48 баллов.
Замыкает тройку лидеров вице-премьер и, по совместительству, глава МНЭ С. Жумангарин (3,28 баллов), получивший назначение министром в нагрузку под занавес 2024 года. Наименее влиятельным заместителем премьера эксперты назвали руководителя аппарата правительства Г. Койшыбаева.
№ |
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РК ПО ВЛИЯНИЮ НА КУРИРУЕМЫЕ ИМИ НАПРАВЛЕНИЯ |
Средний балл, от 1 до 5 баллов |
1. |
Заместитель премьер-министра Бозумбаев К. |
3,67 |
2. |
Заместитель премьер-министра – министр иностранных дел Нуртлеу М. |
3,48 |
3. |
Заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Жумангарин С. |
3,28 |
4. |
1-й заместитель премьер-министра Скляр Р. |
3,13 |
5. |
Заместитель премьер-министра Дуйсенова Т. |
3,06 |
6. |
Заместитель премьер-министра – Руководитель аппарата правительства Койшыбаев Г. |
2,63 |
В таблице ниже представлены экспертные оценки работы министерств правительства Бектенова.
Самую высокую оценку – 3,68 балла – получило министерство иностранных дел. На втором месте, по результатам оценок экспертов, оказалось министерство по чрезвычайным ситуациям, с результатом в 3,26 баллов. Из комментариев экспертов: «Правительство работало достаточно технологично и оперативно: МИД, социальный блок, МЧС – очень хорошо высокопрофессионально отработали». Замыкает тройку лидеров министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности с результатом 3,10 баллов. Это те 3 министерства, которые получили оценку выше трех баллов.
Единственным же министерством, получившим оценку ниже двух баллов, стало министерство национальной экономики (1,97).
№ |
В ТАБЛИЦЕ НИЖЕ ПОСТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СВОЮ ОЦЕНКУ РАБОТЕ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД КАЖДОГО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ МИНИСТЕРСТВ |
Средний балл, от 1 до 5 баллов |
1. |
Министерство иностранных дел |
3,68 |
2. |
Министерство по чрезвычайным ситуациям |
3,26 |
3. |
Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности |
3,10 |
4. |
Министерство науки и высшего образования |
2,83 |
5. |
Министерство энергетики |
2,77 |
6. |
Министерство транспорта |
2,74 |
7. |
Министерство культуры и информации |
2,73 |
8. |
Министерство труда и социальной защиты населения |
2,72 |
9. |
Министерство экологии и природных ресурсов |
2,70 |
10. |
Министерство финансов |
2,68 |
11. |
Министерство просвещения |
2,68 |
12. |
Министерство обороны |
2,67 |
13. |
Министерство здравоохранения |
2,61 |
14. |
Министерство внутренних дел |
2,58 |
15. |
Министерство промышленности и строительства |
2,58 |
16. |
Министерство сельского хозяйства |
2,55 |
17. |
Министерство водных ресурсов и ирригации |
2,52 |
18. |
Министерство юстиции |
2,42 |
19. |
Министерство туризма и спорта |
2,32 |
20. |
Министерство торговли и интеграции |
2,16 |
21. |
Министерство национальной экономики |
1,97 |
В то же время при рассмотрении в динамике результатов ответов на вопрос о том, деятельность каких из министерств наиболее важна на данном этапе развития страны, выявлено, что начиная с 2018 года, в перечне министерств, вошедших в ТОП-5, первое место сохраняется за министерством национальной экономики. Т.е., именно это министерство признается самым важным для развития экономики страны последние 7 лет, но именно его работу эксперты оценивают ниже всех.
Второе и третье места так же, как и в прошлом (2023) опросе занимают министерство финансов и министерство сельского хозяйства. А вот четвертое и пятое места в этом году заняли министерство энергетики и министерство иностранных дел.
ТОП-5 МИНИСТЕРСТВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ НАИБОЛЕЕ ВАЖНА НА ДАННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ |
|||
2018 |
2020 |
2023 |
2024 |
1. Министерство национальной экономики |
1. Министерство национальной экономики |
1. Министерство национальной экономики |
1. Министерство национальной экономики |
2. Министерство труда и социальной защиты населения |
2. Министерство внутренних дел |
2. Министерство финансов |
2. Министерство финансов |
3. Министерство по инвестициям и развитию |
3. Министерство образования и науки |
3. Министерство сельского хозяйства |
3. Министерство сельского хозяйства |
4. Министерство образования и науки |
4. Министерство финансов |
4. Министерство внутренних дел |
4. Министерство энергетики |
5. Министерство финансов |
5. Министерство труда и социальной защиты населения |
5. Министерство обороны |
5. Министерство иностранных дел |
Экономическая стратегия. Что касается определения направленности экономической стратегии нынешнего правительства, то по результатам опроса, она не отличается от содержания политик предыдущих правительств – большинство экспертов (54,8%) убеждено, что экономика Казахстана регулируется в эгоистических интересах властвующего социального слоя за счет снижения уровня жизни граждан.
Однако можно заметить, что несмотря на то, что это наиболее распространенная оценка, тем не менее, с момента последних замеров, доля тех, кто придерживается данной позиции, снизилась почти на 20 п.п. (например, у Правительства Мамина в 2020 году доля таких оценок составляла 73,9%).
Пятая часть (19,4%) считает, что государство усиливает прямое вмешательство в производство и внешнеэкономические связи. Около 9,7% считают, что государство установило и сохраняет контроль над движением товаров и капиталов.
Такие из предложенных вариантов как «В экономике обеспечивается устойчивый рост конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, стабильный показатель инфляции и справедливое распределение доходов» и «Экономика становится все более открытой для свободного движения товаров и капиталов» не набрали ни одного процента.
Правительство было оценено как наиболее влияющий на экономическое положение страны институт (3,90 баллов), поднявшись с момента последних замеров с 6 места на 1-е. На втором месте находится крупный бизнес, чье влияние эксперты оценили в 3,72 балла. Следует отметить, что с момента последних замеров, крупный бизнес опустился на второе место, а средний балл его влияния несколько снизился (3,95 балла в 2020 году). Администрация Президента и Национальный банк, с точки зрения экспертов, имеют равное влияние на экономическое положение страны, которое они оценили в 3,70 баллов.
Наименее влиятельными институтами, с точки зрения экономического положения, эксперты назвали Парламент и микро- и малое предпринимательство (2,58 и 2,55 баллов соответственно).
№ |
КАКИЕ СТРУКТУРЫ (ИНСТИТУТЫ), НА ВАШ ВЗГЛЯД, В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ВЛИЯЮТ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ НА ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ? |
Средний балл, от 1 до 5 баллов |
1. |
Правительство |
3,90 |
2. |
Крупный бизнес |
3,72 |
3. |
Администрация Президента |
3,70 |
4. |
Национальный банк |
3,70 |
5. |
Банки второго уровня |
3,21 |
6. |
Национальные холдинги (ФНБ «Самрук Казына», НУХ «Байтерек») |
3,21 |
7. |
Иностранные инвесторы |
3,14 |
8. |
Местные органы власти (акиматы) |
3,13 |
9. |
Структуры ЕАЭС |
3,07 |
10. |
Средний бизнес |
2,90 |
11. |
Международные финансовые институты (Всемирный банк, ЕБРР, Азиатский банк развития, Исламский банк и др.) |
2,60 |
12. |
Парламент |
2,58 |
13. |
Микро- и малое предпринимательство |
2,55 |
Таким образом, экспертный опрос продемонстрировал, что действующее правительство оценивается несколько лучше, чем предшествующее. Об этом свидетельствуют как общая оценка работы правительства, так и оценки отдельных министерств и критериев его работы. Мнения экспертов относительно того, справляется ли премьер со своими обязанностями, разделились почти поровну с небольшим преобладанием тех, кто считает, что он скорее справляется.
В целом же, в экспертной среде пока сохраняется мнение, что действующее правительство является временным и техническим. Эксперты привели немало аргументов о том, почему правительство справляется и не справляется со своими задачами. Успешное преодоление стихийных бедствий (в особенности паводков), а также сохранение экономической стабильности, можно однозначно отнести к плюсам правительства Бектенова, тогда как бюджетный кризис, использование средств Национального фонда и отсутствие долгосрочного планирования – его главные недостатки.
[1] Перечни достижений и недостатков правительства О.Бектенова сформированы на основе ответов экспертов на открытые вопросы
Источник: ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия»